?

Log in

No account? Create an account
right

yana_anders


Яна Андерс

Записки русской феминистки в Америке


Previous Entry Share Next Entry
Как любят в кино. «Романс о влюблённых»
right
yana_anders

На мой взгляд, одна из самых трудных задач в создании кинофильма это – показать истинные чувства. Вы можете видеть на экране, как люди разговаривают, улыбаются или кричат друг на друга, но совершенно не улавливать того, что они при этом чувствуют. Можно показать на экране, как люди целуются и ложаться в постель, но намного труднее показать любовь. Да и как её показать? Думаю, над этим вопросом ломал голову ни один режиссёр.

Любовь эфемерна. Никто не может объяснить, как она появляется и почему проходит. “Love emerges and it disappears.” Paul Simon («Любовь возникает и исчезает»).

Чтобы показать  на экране любовь, особенно в развитии – её рождение и смерть, одной актёрской игры недостаточно. Необходимо тесное взаимодействие актёров, режиссёра, операторов, звукооператоров, осветителей и остальной съёмочной группы. Только все элементы в совокупности могут воспроизвести на экране непостижимую атмосферу любви.

Когда я смотрю фильм, мне интересно не только «про что кино», но и как оно снято. 


У каждого из нас, наверное, есть свои любимые любовные сцены в кино. Одна из моих любимых сцен – это самое начало фильма «Романс о влюблённых» Андрея Кончаловского. На экране - залитые ярким солнцем, Сергей и Таня, главные герои фильма (в исполнении совсем молодых Елены Кореневой и Евгения Киндинова) – страстно влюблённые, захлёбывающиеся своим счастьем, ликующие, парящие над землёй, а потом стремительно несущиеся на мотоцикле по московским улочкам (в которых я узнала Трубниковский переулок и улицу Воровского). С самых первых кадров мы словно с головой ныряем в созданный режиссёром мир – страстный, живой, светлый.

Звучит изумительная музыка и голос Александра Градского:

«...Только я и ты, да только я и ты, да ты и я.
Только мы с тобой, да только мы с тобой, да мы с тобой.
Было так всегда, будет так всегда.
Все в мире - любовь, да лишь она, да лишь она.
Пусть плывут века, словно облака.
Любви не будет конца во все-е-е-е времена-а-а-а...»

(Вы, конечно же, знаете, что это не правда, но ужасно хочется верить, что правда!!!)

Я пересмотрела фильм в очередной раз, с ещё большим интересом, когда прочла в книге Андрея Кончаловского «Возвышающий обман» о том, как этот эпизод снимался. Вот что он пишет:

«Когда я впервые попробовал ввести в кадр диг, осветительный прибор, то сам еще не знал, к чему это приведет. Страшно было. На просмотре материала даже вспотел от волнения: что это? Как поймут? Может, примут за ошибку оператора? Может, лучше все это к чертям вырезать? Но убедился: работает. Мы все более нахально светили дигами в кадр, открыто нарушая все законы правдоподобия. Потом даже показали самих себя у съемочной камеры. Стилистика вкрадывалась в фильм как бы сама собой...

   Я вдруг почувствовал перед собой не стену, а пространство. В него сначала протиснулась рука, потом – голова и плечо, потом оказалось, что в него можно войти.

   Зачем мне понадобились здесь эти диги, эта открытая условность? Чтобы по-брехтовски обнажить прием, напомнить, что все показываемое – не реальность, вымысел. Возвышающий обман...»

 Этот начальный эпизод был тесно связан со всей концепцией фильма. Вот как объясняет это режиссёр:

 «Сама любовная история вполне обыкновенна. Но дело не в ней, а в том, как сценарий говорил о любви. А смысл таков, что любовь животворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе любовь. Или надежду на любовь. Иначе мы мертвы.

   В окончательном варианте сценария образ строился не на том, что герой уходил в армию, а девушка, не дождавшись его, выходила замуж – это не ход, это штамп, общее место, – а на том, что сталкивались два мира: счастливый, праздничный, увиденный глазами влюбленного, и потерявший смысл, цвет, душу – мир без любви. Безоблачность первой части снималась скепсисом второй...

Здесь автор и его герой прозревали. Когда жизнь била Сергея поддых с такой силой, что темнело в глазах, к нему возвращалась способность видеть вещи в их истинном свете. Он обнаруживал бездну пустоты вокруг себя и свое одиночество в мире, который вчера еще был для него единой семьей друзей и братьев.»

«Каждый из двух миров фильма был вполне завершенным, заведомо исключающим, отрицающим возможность другого...»

«В третьем акте люди перестали говорить стихами и пошла черно-белая жизнь...»

«В первый раз у меня получилось то, что я задумывал: эстетику первой части разрушить эстетикой второй. Во второй части изображение утрачивало цвет, теряло перепад яркостей, становилось серо-серым (не черно-белым), служебным, невыразительным, как и сама жизнь героя – жизнь без любви...»

Когда в 1974 году фильм вышел на экраны, в СССР он был признан киношедевром. К сожалению, его не смогли по достоинству оценить на Западе. И на это были свои причины:

«На Западе картину не поняли, да и вряд ли когда-либо поймут – слишком она вся советская – Родина-мать, армия, коммунальный быт. Помню, в Риме я показал фильм Бернардо Бертолуччи. Он приехал на автомобиле моей мечты – огромном «мерседесе». После просмотра Бернардо сказал:

   – Ты меня разочаровал. Мы, левые художники, боремся у себя в Италии со всем этим американским стандартом – мотоциклами, длинноволосыми прическами, гитарами, со всей этой буржуазной пошлостью, а ты ее воспеваешь.

   Я смотрел на его «мерседес» и думал:

   «Как ему объяснить, что в нищей России, замороженной брежневским режимом, рок-н-ролл и длинные волосы – это и есть глоток живительной свободы, почти вызов, и несмотря на всю догматику идеологии „Романса“, он звучит как вызов. Поэтому-то молодежь фильм и приняла».

А какие у вас есть любимые сцены в кино?















  • 1
Яна, прости, признаться, я несколько недооценил тебя.)) В качестве кинокритика, тонко разбирающегося в киноискусстве.)) В этом посте ты показала себя именно таковой. Спасибо! А фильм действительно потрясающий. Это кинокартина высшей пробы. Таких фильмов на русском языке даже в советское время было немного. Там именно сам киноязык уникален, неповторим и выписан в самой высокохудожественной манере. Ну и про музыку и ее авторское исполнение Градским можно, наверно, говорить не меньше, чем собственно о фильме. Там всё шедеврально. Придраться абсолютно не к чему. Даже Валентина Толкунова, поющая за кадром женскую партию ("Колыбельная"), - это абсолютно другая Толкунова, которую, может быть, никто никогда не знал.

Какая у меня любимая сцена? Возможно, сцена ухода в армию и прощания влюбленных героев.



С предшествующей ей "Песней о дружбе", слова к которой, кстати, написаны Булатом Окуджавой:

Ну и денек. Честное слово. Мало душе шара земного
Судьба балует, но не всегда. Дай руку, брат, на все года

Камни двора, и окно и порог
Все для того, чтоб вернутся я мог
Слышу я друзей голоса

Ну и денек, честное слово, мало душе шара земного
Судьба балует, но не всегда. Дай руку, брат, на все года

Но, расставанье - бред. Какой безумный выдумал его
Но расставанья нет. Одна любовь и больше ничего
Ждешь или не ждешь, какая в этом разница, друзья
Но расставанье - ложь. Прожить без друга все равно нельзя

Ой, как неожиданно! Спасибо за добрые слова :)
По поводу сцены во дворе - очень жалостливая. Эту сцену я особенно хорошо помню, потому что знаю точно, где это снято. Я выросла на соседней улице и иногда гуляла в том дворе.
А для советских времён этот фильм был просто струёй свежего воздуха!

Этот фильм не из моих любимых, по этому нет и любимых сцен, а так подпишусь под каждым вашим словом, было интересно читать.

Спасибо, очень приятно.
А по поводу лбимых сцен. Я имела в виду: какие у вас есть любимые сцены в кино вообще?


Ясно, тогда из последних: все сцены(просто все!) с Мамоновым в фильмах "Остров" и "Царь" Лунгина. Подобную игру(но это не игра!) я видел, пожалуй в фильме "Агония" когда Петренко (играл) жил Распутиным.
Слышал, что так вживаться в роль очень опасно для артиста. Я наблюдал за Петренко, действительно, после фильма у него был ужасный период.
(А как вам сцена экзорцизма в том же фильме "Остров"? Голивуд и рядом не валялся. :))

О, как я люблю все три фильма, о которых вы говорите! И в "Острове" и в "Царе" и в "Агонии" играют великолепные актёры - играют так, что, действительно, невозможно поверить, что эта игра! А Голливуд - что они вообще понимают?! Интересно, знают ли они вообще о теории Станиславского и об основном её принципе: игра актёра как "Я в предлагаемых обстоятельствах"???

Яна, мне понравился Ваш пост. Я сама люблю этот фильм и эту сцену. Эмоции вообще трудно изображать и кинематографическими и даже литературными средствами. Особенно сложные чувства, к которым относится любовь.
В этом фильме любовь передана через безудержную радость.
А вот в любимом мною фильме «Шербургские зонтики» душу рвет сцена прощания на вокзале под известную мелодию. Я помню, что когда смотрела этот фильм в молодости, вся в слезах была в кинотеатре.

Да, замечательная сцена! Но не могу сказать, что Катрин Денёв хорошо играла. На мой взгляд, она была слишком статична - с Леной Кореневой не сравнить!
В "Шербурских зонтиках" мне очень нравится последняя сцена, когда Женевьев уезжает на машине, а Ги играет на снегу со своим сыном. И музыка, музыка!

Это просто разные девушки. Мне ближе девушка из «Шербургских зонтиков». Коренева все-таки немного истерична и в ролях, и в жизни.
Да, последняя сцена бесподобна. Недавно в Ютьюбе пересматривала эту сцену, опять взгрустнулось о своем.
Думаю, что талантливость сцены можно определить по способности вызвать у зрителя сопереживание с героями. Режиссеры фильмов последних лет, похоже, и не ставят перед собой задачи погружать нас в приятные состояния...

Да, согласна, "способность вызвать у зрителя сопереживание с героями" - это большое искусство! Если только это не является намеренным, целенаправленным "выжиманием слёз" как это часто бывает в плохих фильмах и мыльных сериалах.

Моя любимая сцена - это сцена зарождения чувств, она же прогулка по пустынному осеннему пляжу ("Мужчина и женщина" К.Лелуша). Скудность красок и напряжение чувств. Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян, музыка Френсиса Лайя. Подруга говорит, что зануднее фильма не видала. Так люблю его. Весь:) Спасибо, что напомнили))

Я хорошо помню эту сцену! Да, в этой сцене особенно чувствуется напряжение!

А ещё на память пришла любимая сцена из "Английского пациента": как Кэтрин пришла к Ласло в номер впервые... и сцена в ванне.. ещё медленный танец и разговор в зале, сцена встречи на празднике и прощание в пещере. Даже не могу выбрать - так люблю этот красивый фильм.)

Я тоже люблю этот фильм. В "Английском пациенте" моя любимая сцена - это когда Жюльет Бинош летает подвешенная на верёвках и в свете факела рассметривает фрески в храме! Восторг!!!

Дааа... эта сцена впечатляет. Весь фильм - шедерв!

Полностью разделяю ваше мнение!

мне тоже нравится этот фильм.

Да! Я его тоже люблю! Некоторые эпизоды пересматривала по нескольку раз!

Мне очень нравится диалог героини Алисы Френдлих и героя Андрея Мягкова в фильме "Служебный роман", когда он приходит к ней в гости. Очень трепетное объяснение. "Я Вам не верю...", - помните?

А как же! Ещё как помню!
"- Я хочу сделать вам предложение!
- Рационализаторское?..." :)

:)))))))))))))
В этом фильме очень классно, максимально полно раскрываются все персонажи с психологической точки зрения.

  • 1